Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Раздел 13 - Образное отображение материала страницы «Всё о трансдисциплинарности»Дисциплинарная коробка (термин, широко употребляющийся в зарубежной науке, для обозначения монодисциплинарных знаний какой-либо отдной научной дисциплины); ____________________________________________________________
Дисциплинарность позволяет науке последовательно развиваться в рамках персональных дисциплинарных коробок; ____________________________________________________________
Междисциплинарность предполагает сочетание нескольких научных дисциплин. Среди этих дисциплин одна играет роль ведущей дисциплины, другие - роль ведомых дисциплин. Это значит, что, несмотря на возможность прямого переноса методов исследования из одной научной дисциплины в другую, результаты междисциплинарного исследования будут всегда трактоваться ведущей дисциплиной; ____________________________________________________________
Мультидисциплинарность не предполагает переноса методов исследования из одной дисциплины в другую. Поэтому все дисциплины продолжают оставаться в своих коробках. Однако, сопоставляя результаты дисциплинарных исследований в рамках мультидисциплинарного подхода, удается найти новые, ранее не обнаруживаемые, сходства исследуемых предметных областей. А это, в свою очередь, позволяет специалистам организовать новые междисциплинарные исследования; ____________________________________________________________ Трансдисциплинарность по Б. Николеску, Х. Новотны, Э. Морену, Л. Киященко, Е.Князевой и др. «Трансдисциплинарность не составляет ни новой религии, ни новой философии, ни новой метафизики или науки наук. Трансдисциплинарность не стремится к господству нескольких дисциплин, но ставит своей целью раскрыть все дисциплины к тому, в чём они едины, и к тому, что лежит за их пределами». (Хартия первого Всемирного Конгресса по Трансдисциплинарности, прошедшего 2-7 ноября 1994 года в Конвенто да Аррабида, Португалия. ст3, ст.7.). Удовлетворяющая требованиям толерантности и политкорректности либерального общества, но не предлагающая картины мира, который «лежит за пределами научных дисциплин», а также методологии, позволяющей свести их знания к представлениям об объекте какой-либо одной науки, такое понимание трансдисциплинарности не получило своего развития и естественным образом откатилось к «совместным проектам» научных дисциплин в рамках междисциплинарности и мультидисциплинарности. ____________________________________________________________ Трансдисциплинарность по Э. Янчу, Ж. Пиаже, В. Мокию, Rousseau, D., Wilby, J. M., Billingham, J., Blachfellner, S. и др. Трансдисциплинарность должна быть самостоятельной научной дисциплиной и обеспечивать координацию, интеграцию дисциплинарных знаний на основе единого аксиоматического подхода (генеральных систем трансдисциплинарности) так, как изначально представляли себе трансдисциплинарность Жан Пиаже и Эрих Янч. Эта дисциплина (трансдисциплинарность-4) обладает всеми необходимыми атрибутами, позволяющими ей присутствовать в системе высшего образования и использоваться в решении сложных многофакторных проблем природы и общества. |
Дата последнего обновления информации на портале19.11.2024
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web