Materials in English

Раздел 13 - Образное отображение материала страницы «Всё о трансдисциплинарности»

Дисциплинарная коробка (термин, широко употребляющийся в зарубежной науке, для обозначения монодисциплинарных знаний какой-либо отдной научной дисциплины);

____________________________________________________________

  

Дисциплинарность позволяет науке последовательно развиваться в рамках персональных дисциплинарных коробок;

____________________________________________________________

   

Междисциплинарность предполагает сочетание нескольких научных дисциплин. Среди этих дисциплин одна играет роль ведущей дисциплины, другие  - роль ведомых дисциплин. Это значит, что,  несмотря на возможность прямого переноса методов исследования из одной научной дисциплины в другую, результаты междисциплинарного исследования будут всегда трактоваться ведущей дисциплиной;

____________________________________________________________

  

Мультидисциплинарность не предполагает переноса методов исследования из одной дисциплины в другую. Поэтому все дисциплины продолжают оставаться в своих коробках. Однако, сопоставляя результаты дисциплинарных исследований в рамках мультидисциплинарного подхода, удается найти новые, ранее не обнаруживаемые, сходства исследуемых предметных областей. А это, в свою очередь, позволяет специалистам организовать новые междисциплинарные исследования;

____________________________________________________________

Трансдисциплинарность по Б. Николеску, Х. Новотны, Э. Морену, Л. Киященко, Е.Князевой и др.

«Трансдисциплинарность не составляет ни новой религии, ни новой философии, ни новой метафизики или науки наук. Трансдисциплинарность не стремится к господству нескольких дисциплин, но ставит своей целью раскрыть все дисциплины к тому, в чём они едины, и к тому, что лежит за их пределами». (Хартия первого Всемирного  Конгресса по Трансдисциплинарности, прошедшего 2-7 ноября 1994 года в Конвенто да Аррабида, Португалия. ст3, ст.7.). Удовлетворяющая требованиям толерантности и политкорректности либерального общества, но не предлагающая картины мира, который «лежит за пределами научных дисциплин», а также методологии, позволяющей свести их знания к представлениям об объекте какой-либо одной науки, такое понимание трансдисциплинарности не получило своего развития и естественным образом откатилось к «совместным проектам» научных дисциплин в рамках междисциплинарности и мультидисциплинарности.

____________________________________________________________

Трансдисциплинарность по Э. Янчу, Ж. Пиаже, В. Мокию, Rousseau, D., Wilby, J. M., Billingham, J., Blachfellner, S.

и др. Трансдисциплинарность должна быть самостоятельной научной дисциплиной и обеспечивать координацию, интеграцию дисциплинарных знаний на основе единого аксиоматического подхода (генеральных систем трансдисциплинарности) так, как изначально представляли себе трансдисциплинарность Жан Пиаже и Эрих Янч. Эта дисциплина (трансдисциплинарность-4) обладает всеми необходимыми атрибутами, позволяющими ей присутствовать в системе высшего образования и использоваться в решении сложных многофакторных проблем природы и общества.

Дата последнего обновления информации на портале

cal  20.09.2018

 

Полезные ссылки

bsss

isss

atlas

 a

 ciret

 americ

systeconim

mgsi

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Все права защищены, Copyright © 2007-2018
© "Русская школа трансдисциплинарности", © "Институт трансдисциплинарных технологий"
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна