Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Раздел 6. Трансдисциплинарность в классификации принципов наукиПринципом называется правило, которого придерживаются в познании мира. По мнению руководителя Русской школы трансдисциплинарности Владимира Мокия, можно говорить о четырёх фундаментальных принципах науки: принципе преемственности, принципе противоречия, принципе комплементарности и принципе трансдисциплинарности. Каждый принцип науки имеет свою многолетнюю историю, с которой подробно можно ознакомиться в специальной литературе. Информация о каждом принципе будет дана в кратком изложении. Принцип преемственности Принцип преемственности является официальным и общепринятым принципом науки. С его помощью было сделано большинство научных открытий. Этот принцип позволяет исследовать окружающий мир посредством последовательного наращивания семантического потенциала [семантика (гр. обозначающий) - смысловая сторона языка, слов] существующих научных понятий и моделей действительности. Понятия в данном случае формируются на основании умозаключений и результатов практических опытов и экспериментов. Однако следует отметить, что в рамках этого принципа, по сути, не важна сама картина мира. Земля может быть плоской и стоять на трёх китах. Земля может находиться в центре хрустальной сферы, к которой прикреплены звёзды. Земля может быть одной из планет Солнечной системы. В данном случае, для принципа преемственности важно знать, что Земля существует и это доказано экспериментально, а также обеспечить её познание в понятиях и терминах, в которых представлена общепринятая картина мира. Такие особенности принципа «преемственности» делают его олицетворением консерватизма, способствующего самосохранению концепций научных дисциплин. Благодаря этому принципу научные дисциплины способны длительное время находиться в процессе эволюционного развития. Следует отметить, что все последующие принципы науки базируются на знаниях, полученных с помощью принципа преемственности. Такие свойства принципа преемственности делают его олицетворением консерватизма, способствующего самосохранению концепций научных дисциплин. Благодаря этому принципу научные дисциплины способны длительное время находиться в процессе эволюционного развития. Следует отметить, что все последующие принципы науки базируются на знаниях, полученных с помощью принципа преемственности. Принцип противоречия Этот принцип позволяет вносить коррективы в общепринятую картину мира. Корректировка картины происходит с помощью новых понятий и терминов, наделённых специально заданным семантическим потенциалом. Как и в принципе «преемственности», суть новых понятий и терминов, формируется на основании умозаключений и результатов практических опытов и экспериментов. Одним из примеров проявления принципа противоречия является корректировка внутренне логичной и всесторонне продуманной геоцентрической системы мира Аристотеля. Сразу же после смерти Аристотеля. Гипотезу о гелиоцентрической системе мира высказал греческий математик Аристарх Самосский. Спустя почти полторы тысячи лет, эта гипотеза возродилась в знаменитой книге Николая Коперника «О вращениях небесных сфер». Требовалось немалое мужество противоречить учению Птолемея и Аристотеля, которое поддерживалось церковью. В те времена за гораздо меньшую «ересь» инквизиция, как один из механизмов самоконтроля принципа преемственности, жестоко карала отступников. Примером тому явилась судьба Джордано Бруно, основателя нового научного мировоззрения. Джордано не только подверг сомнению геоцентрическую систему мира, но и высказал гипотезу о бесконечности миров, «которые носятся в эфирном океане, подобно нашему миру». В наше время инквизиция в науке и религии уже не сжигает «отступников» на кострах. Но она способна сжигать их книги. Известен факт, что приказом №224 от 19 сентября 1969 г. председателя «Госкомитета СМ БССР по печати» Г. Коновалова, книга члена-корреспондента Белорусской Академии Наук, профессора, доктора технических наук А. И. Вейника – «Термодинамика», третье издание, вышедшее в Минске в 1968 г., была изъята из всех книжных магазинов Белоруссии и уничтожена посредством сожжения только за то, что учёный высказал, вполне научно обоснованное, но противоречащее официальной научной точке зрения, мнение. Но, всё же, подобные факты – это «крайности» в научном мире. Классическое противоречие имеет более мягкие формы, сравните, например, основные положения классической физики и квантовой физики; равновесной термодинамики неравновесной термодинамики и т. п. Без принципа «противоречия» любые гипотезы в консервативной науке считались бы «вне закона». Но, закрепившись и найдя своих сторонников, гипотезы, рождённые в рамках принципа противоречия, продолжают развиваться в научной среде параллельно с теориями, рождёнными в рамках принципа преемственности. Несмотря на то, что часть гипотез, выдвинутых с помощью принципа противоречия, не всегда получает экспериментальное подтверждение, по результативности научного предвидения, данный принцип не уступает принципу преемственности. Принцип противоречия может служить олицетворением новаторства, обеспечивающего революционное развитие концепций научных дисциплин. Принцип комплементарности Принцип комплементарности или проще, принцип естественной сочетаемости научных дисциплин получил наибольшее развитие в начале XX века вследствие необходимости решать задачи, в которых исследуемые природные факторы представляли собой очевидные, не разделяющиеся комплексы. Благодаря этому принципу возникли междисциплинарные научные подходы (бинарные дисциплины), например, биофизика, биохимия и им подобные научные направления. Хотя такой порядок соединения отдельных дисциплин не приводит к созданию синтетического языка и новой картины мира, он позволяет взаимно обогатить их базовые научные концепции. С появлением этого принципа у учёных различных областей знаний появилась возможность быть услышанными друг другом. Поэтому принцип комплементарности может служить олицетворением конструктивности в науке. С его помощью появилась возможность соединять между собой знания дисциплин, имеющих очевидные признаки сочетаемости. Следует отметить, что каждый, из трёх вышеперечисленных принципов, рассчитан, прежде всего, на получение и сохранение наибольшего объёма узкоспециализированных дисциплинарных знаний. Но, как следует из сути этих принципов, они не предназначены для непосредственного единения накопленных знаний. Следовательно, имеющиеся научные знания, в своём нынешнем виде не в состоянии сформировать единую картину мира. Принцип трансдисциплинарности Стремление придать общенаучный характер современным направлениям методологии приводит к тому, что в них заметное место стали занимать философские предпосылки. Эти предпосылки нашли своё отражение в естественно-научной картине мира. В свою очередь, сама естественно-научная картина мира начала выполнять ряд функций, которые имеют тесную связь с функциями методологии. Главными из них являются: эвристические, систематизирующие и мировоззренческие функции. Эти функции имеют системную организацию и характерны как для специальных (частных, локальных) картин, так и для общенаучной картины мира. Основными компонентами научной картины мира являются представления о фундаментальных объектах (мир, вселенная), о типологии (классификация объектов по общности каких либо признаков) объектов, об их взаимосвязи и взаимодействии, о пространстве и времени. Именно эти компоненты научной картины мира достигают своего максимального семантического потенциала в трансдисциплинарной картине мира. Это обстоятельство позволило воспринимать и, главное, познавать мир, как единый и единственный. В результате, формирующийся с началом 80-х годов XX века, принцип трансдисциплинарности позволил выявить признаки и отношения объектов, процессов и явлений, которые не могут быть выявлены в рамках других принципов научного познания. Зачастую, эти признаки и отношения выявляются, в процессе исследования объекта в составе окружающей среды, как в статике, так и в динамике, а не в отрыве от неё, как это, зачастую, происходит в ряде научных дисциплин и принципов науки. В рамках принципа трансдисциплинарности все принципы науки, а также все дисциплинарные и междисциплинарные знания получили возможность в необходимой степени эффективно дополнять друг друга. Иными словами, основываясь на взаимодействии «здорового» консерватизма, «разумного» новаторства и «достаточной» конструктивности принципов научного познания, появляется возможность трансформировать массу дисциплинарных знаний в единую (трансдисциплинарную) картину мира – трансдисциплинарную действительность. Наличие трансдисциплинарной картины мира позволяет использовать в рамках принципа трансдисциплинарности собственные (трансдисциплинарные) методы исследования объектов, а также обобщать знания, полученные с помощью других принципов науки. Таким образом, с появлением принципа трансдисциплинарности, можно говорить о завершении логической цепи принципов науки, построенной по принципу «от частного к общему». Ссылки на литературу: Мокий В.С. Основы трансдисциплинарности. –Н.: ГП КБР Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 года, 2009. –368 с. |
Дата последнего обновления информации на портале19.11.2024
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web