Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
Вопросы и ответыВопрос №11Изучая обзоры литературы по теме трансдисциплинарность, я столкнулся с мнением Джулии Клейн (Julie Thompson Klein (2013). The Transdisciplinary Moment(um). Integral review. June 2013, Vol. 9, No.2). Она утверждает: «Не существует универсальной теории или методологии трансдисциплинарности, и мы не должны ожидать её универсального определения». Это правда? Бекмурзаев А. Казахстан. Вопрос №10
Игорь Сикорский, Санкт-Петербург. Вопрос №9
Скрыпник Игорь. Гомель Вопрос №8
Гвоздецкий Г. Хабаровск Вопрос №7
Она пишет: «В то время как междисциплинарность означает преимущественно сотрудничество между представителями различных научных дисциплин, трансдисциплинарность – это перенос схем и моделей исследования из одной дисциплинарной области в другую. Эти схемы и модели становятся эвристическими инструментами исследований в совершенно иных научных областях по сравнению с теми, для которых они были первоначально изобретены. То есть трансдисциплинарность означает более глубокое взаимопроникновение различных научных дисциплин» (с. 10). Дальше-больше. В Вашем учебнике трансдисциплинарность описана иначе. Как быть? Хрунова Елизавета, Санкт-Петербург. Вопрос №6
Эмма Суон. Калининград. Вопрос №5
«Очень важно, что в этом трансдисциплинарном многоголосье в России просматриваются именно два более частых и продуктивных «голоса»: 1. В одном весьма распространенном случае, под «трансдисциплинарными» понимаются исследования, проведение которых вынуждает выходить за пределы науки в другие сферы общественного сознания. Так, порой собственно научное познание обязано согласовывать себя и свои выводы с правом, религией и даже с обыденным сознанием [Киященко Л.П., Моисеев В.И. 2009: 10] Наглядный и важный пример, - деятельность Комитетов по биоэтике, в работе которых принимают участие не только ученые, а решающей может оказаться совсем не позиция науки. Анализ работ исследователей этой линии показывает, что «трансдисциплинарность» такого рода они же порой выделяют, как «транснаучность» [Моисеев, 2011: 90]. Думаю, так и стоило бы выделять работы подобного рода, - как «транснаучные» или как «трансдисциплинарные в транснаучном смысле». Но есть и совсем иное уже упомянутое выше последовательное понимание «трансдисциплинарности», требующее своего четкого учета и фиксации. 2. В последние годы очень распространенным видом исследований стало изучение скрытой однородности Мироздания. Это понимание «трансдисциплинарности» в России первоначально было заявлено статьей известного системного философа Эрвина Ласло [Ласло, 2000: 326]. Работа этого направления пока представляет собой еще не собранное воедино семейство ручейков, которым лишь предстоит собраться в единое движение и в единый объект философского исследования. Вскрываемая при этом однородность Мироздания проявляется как методично открываемая совокупность свойств и закономерностей, присущих равным образом объектам очень разной субстратной природы. Это характерно для кибернетики, для работы в области общей теории систем, для синергетики,… Такого рода закономерности и свойства, равным образом присущие объектам самой разной субстратной природы, выделены мной, как «универсальные» свойства и закономерности. Масштаб подобной работы последовательно растет, и она продуктивна, соответственно, подобного рода трансдисциплинарность также важно зафиксировать, причем внятным образом. Мне представляется, что в обсуждаемом контексте такого рода исследования можно было бы выделять однозначно, например, как «трансдисциплиарные в универсальном значении» или просто, как «Универсальные исследования» (с большой буквы)». Крушанов А.А. Пора упорядочить «трансдисциплинарный хаос»//История и философия науки в эпоху перемен: сборник научных статей / Научн. ред. и сост. И.Т. Касавина, Т.Д. Соколовой, В.И. Аршинова, П.Н. Барышникова, В.Г. Буданова, Т.Г. Лешкевич, А.В. Родина: В 6 томах. Т. 4. [Электронный ресурс]. – Москва: Изд-во «Русское общество истории и философии науки», 2018. – 112 с. ISBN 978-5-6041212-3-8. - Режим доступа: http://rshps.ru/books/congress2018t4.pdf83-86 Вы обещали давать конструктивную критику наиболее значимых публикаций на тему «трансдисциплинарность». Можете ли охарактеризовать и эту статью? Григорий Клименко. Кременчуг. Вопрос №4
Семён Груздев, Стерлитамак. Вопрос №3
Иван Крошкин. Магнитогорск. Вопрос №2
На сайте ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ, разделе «Концепция единоцентризма» Владимир Мокий. Директор Института трансдисциплинарных технологий пишет, что единое и целое - это принципиально разные понятия. Я понимаю, что речь идёт о «глубокой философии». Но можно всё же проще объяснить мне и моим друзьям суть этих философских категорий? Элеонора Вознесенская, Смоленск. |
Дата последнего обновления информации на портале
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web