Русская школа трансдисциплинарностиMaterials in EnglishИнститут трансдисциплинарных технологий |
НовостиМеждународный симпозиум «Роль трансдисциплинарности как научного и культурного подхода в предотвращении глобальных конфликтов современной цивилизации»
Инициаторами проекта являются автономная некоммерческая организация «Институт трансдисциплинарных технологий» (ИТТ), Россия. (http://www.td-science.ru/) в сотрудничестве с автономной некоммерческой организацией «Международный центр трансдисциплинарных исследований и разработок» (CIRET), Франция (http://ciret-transdisciplinarity.org/). Участникам симпозиума изложили свое мнение по следующим вопросам: - почему совокупный потенциал знаний социальных и гуманитарных научных дисциплин, формирующих научное мировоззрение специалистов и представителей государственных элит, не оказывает существенного влияния на предотвращение глобальных конфликтов? - способна ли современная трансдисциплинарность как научный подход и культурный подход разрушить сложившийся стереотип о «неизбежности глобальных конфликтов в развитии современной цивилизации»? - какие конкретные действия (научные и культурные мероприятия, исследовательские программы, международные проекты и т.д.) следует предпринять в рамках трансдисциплинарности как научного и культурного подхода, чтобы предотвращать глобальные конфликты? - кто, как и в какие сроки должен осуществлять эти действия и к каким конкретным результатам они должны привести? В обсуждении этих вопросов приняли участие специалисты из семи стран (Австралии, Бразилии, Канады, Франции, России, Южной Африк, и США), имеющие многолетний опыт осуществления трансдисциплинарной деятельности в области высшего образования, науки и культуры. На основе обобщения мнений участников, редакционный комитет симпозиума сформулировал итоговое заявление. В этом заявлении обоснованы институциональные дополнения к современной трансдисциплинарности как культурного и научного подхода, необходимые для обеспечения устойчивого бесконфликтного развития современного общества в ближайшей исторической перспективе. Итоговое заявление Международного симпозиума «Роль трансдисциплинарности как научного и культурного подхода в предотвращении глобальных конфликтов современной цивилизации» 1. Эпоха антропоцена объединяет собой объективные (естественные) и субъективные (социальные) природопреобразующие силы, которые основаны на законах развития природы и законах развития общества. Следовательно, процесс формирования и накопления полезных ископаемых на планете и процесс их добычи и переработки людьми, обладающими определенной культурой и научными знаниями, представляют собой единый процесс. Для сохранения единства этого процесса, законы развития природы и законы развития общества должны дополнять действие друг друга, а не конфликтовать друг с другом. 2. Гармоничное сосуществование природных и социальных законов возможно при условии осознания человеком и обществом своей роли и ответственности в наступившей эпохе антропоцена. 3. Для адекватного осознания своей роли в эпохе антропоцена, человек и общество должны обобщить существующие многообразные знания о мире. Современные формы и виды трансдисциплинарности предоставляет условия для интеграции, синтеза и обобщения таких знаний. 4. Практическая реализация результатов осознания роли человека и общества также должна получить трансдисциплинарное обоснование. Для такого обоснования потребуется расширить существующее представление о целях и задачах трансдисциплинарности как культурного подхода и как научного подхода. 5. К целям современной трансдисциплинарности как культурного подхода должна быть добавлена функция формирования «личности эпохи антропоцена». В рамках этого подхода должна быть предпринята попытка сформулировать новую трансдисциплинарную культуру общества антропоцена. Такая культура должна быть основана на приоритете сохранения планетарной природы. Основные положения такой культуры, адаптировавшей в себе содержание национальных культурных кодов и ценностей, должны быть привиты каждому человеку независимо от его социального статуса и профессиональной деятельности. 5. К целям современной трансдисциплинарности как научного подхода должна быть добавлена функция «обучение трансдисциплинарных специалистов». Такие специалисты должны не только обладать трансдисциплинарной культурой, но и соответствующей трансдисциплинарной методологией и технологиями решения проблем устойчивого бесконфликтного развития природы и общества. 6. Эпоха антропоцена для своего развития нуждается и в личностях, обладающих трансдисциплинарной культурой, и в специалистах, обладающих специализированным трансдисциплинарным образованием. 7. Для формирования личностей, обладающих трансдисциплинарной культурой, сегодня используются различные виды и формы институционализации общества. Для обучения трансдисциплинарных специалистов требуется создание специальных условий. Такими условиями являются: - введение в дисциплинарную структуру университетов специальной метадисциплины «системная трансдисциплинарность»; - разработка международного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки «системный трансдисциплинарный генералист»; - создание учебника по данной специальности; - создание кафедры системной трансдисциплинарности в центрах устойчивого развития в заинтересованных университетах. 8. Трансдисциплинарность как культурный подход и как научный подход, с учетом предлагаемых дополнений, способна предложить эффективные решения проблем устойчивого бесконфликтного развития общества. При этом, бесконфликтность такого развития будет основываться не столько на усилении военно-экономической мощи государств, сколько на мудрости их глубинных народов и обобщенных знаниях человечества. Редакционный комитет симпозиума Владимир Мокий, Директор Института трансдисциплинарных технологий (Россия); Scientific, Director of the Russian School of Transdisciplinarity. Hubert Landier, Secretary General of The International Center for Transdisciplinary Research and Studies (CIRET), (France); Vice-president of International Institute of Social Audit (France). Paolo Orefice, Vice-President of The International Center for Transdisciplinary Research and Studies (CIRET) (France); Head of the UNESCO Transdisciplinary Сhair of the University of Florence (Italy). Татьяна Лукьянова, Ведущий специалист Института трансдисциплинарных технологий (Россия); член the Global Alliance for Inter- and Transdisciplinarity. Состояние современных трансдисциплинарных исследований
В этом отчете представлены результаты пяти региональных семинаров, охватывающих большинство стран мира. Эти семинары были инициированы Transdisciplinary Training Collaboratory (США) и Global Alliance for Inter- and Transdisciplinarity (ITD Alliance). Целью этих семинаров состояла в оценке потребностей в обучении заинтересованных лиц и специалистов организаций для вовлеченных исследований (общий термин, используемый для охвата трансдисциплинарных исследований и смежных подходов) в Латинской Америке и Карибском бассейне; странах Африки к югу от Сахары; Европе, включая Турцию и Россию; Азии; и объединенных регионах США, Канады и Австралии/Новой Зеландии. Основной целью этих семинаров было выявление и понимание региональных различий и сходств в потребностях в обучении, определение ключевых организаций и предложение действенных рекомендаций для улучшения практики трансдисциплинарных исследований. В семинарах приняли участие самые разные люди, такие как исследователи, преподаватели, политики, заинтересованные стороны и представители сообщества, и они следовали структурированной повестке дня, включающей пленарные обсуждения, секционные заседания и опросы. В заключении к этому отчету сказано, что результаты семинаров свидетельствуют о необходимости улучшения обучения в области трансдисциплинарных исследований по всему миру. Симпозиум: Роль трансдисциплинарности как научного и культурного подхода в предотвращении глобальных конфликтов современной цивилизации
Симпозиум пройдет в период с 01 февраля по 01 апреля 2025 года. Предварительная регистрация участников симпозиума не производится. Организаторами симпозиума являются: Институт трансдисциплинарных технологий (Россия) (http://www.td-science.ru) и Международный центр трансдисциплинарных исследований (Франция) (http://ciret-transdisciplinarity.org). Основными целями симпозиума являются: а) определить готовность современной трансдисциплинарности участвовать в переосмыслении и решении проблем устойчивого развития общества; б) определить научный и культурный потенциал современной трансдисциплинарности для предотвращения глобальных конфликтов, как одного из условий формирования устойчивого развития общества. Участникам симпозиума предлагается ответить на следующие вопросы: - почему совокупный потенциал знаний социальных и гуманитарных научных дисциплин, формирующих научное мировоззрение специалистов и представителей государственных элит, не оказывает существенного влияния на предотвращение глобальных конфликтов? - способна ли современная трансдисциплинарность как научный и культурный подход разрушить сложившийся стереотип о "неизбежности глобальных конфликтов в развитии современной цивилизации"? - какие конкретные действия (научные и культурные мероприятия, исследовательские программы, международные проекты и т.д.) следует предпринять в рамках трансдисциплинарности как научного и культурного подхода, чтобы предотвращать глобальные конфликты? - кто, как и в какие сроки должен осуществлять эти действия и к каким конкретным результатам они должны привести? К участию в симпозиуме приглашаются: - члены автономных некоммерческих организаций, развивающих различные направления и школы трансдисциплинарности и трансдисциплинарного подхода (CIRET; ITT; ATLAS; TD-net; ITD Alliance; tdAcademy и другие); - сотрудники академических центров и лабораторий, изучающие сложные проблемы природы и общества с использованием трансдисциплинарного подхода; - профессора и преподаватели университетов и кафедр ЮНЕСКО, использующие трансдисциплинарные программы в образовательном процессе; - независимые ученые, исследователи и практики, применяющие трансдисциплинарные подходы в своей деятельности; - представители общественных и правительственных организаций, заинтересованные в результатах симпозиума; - представители организаций и частных фондов, финансирующих трансдисциплинарные программы и проекты в области науки и культуры. Подробная информация о симпозиуме и порядке его проведения представлена в официальном буклете. Скачать буклет: 30-летие Хартии трансдисциплинарности
К этому юбилею была подготовлен Информационный бюллетень. В предисловии, которое называется «Принятие трансдисциплинарности в современную эпоху», автор CristinaPopaTache (Румыния), написала: XVI саммит БРИКС: трансдисциплинарные технологи обеспечения основных предложений и инициативс 22 по 24 октября 2024 года, в городе Казань, Российской Федерации состоялся XVI саммит БРИКС — встреча глав государств объединения БРИКС. По итогам саммита была принята Казанская декларация. Этот документ включает 4 раздела, в том числе: - укрепление многосторонности для более справедливого и демократического миропорядка; - укрепление сотрудничества в интересах глобальной и региональной стабильности и безопасности. Сформулированные в этой декларации предложения включают в себя, в том числе, предложения по реформе Организации Объединенных Наций, включая ее Совета Безопасности, а также инициативы по предотвращению будущих пандемий, в частности – развитие Интегрированной системы раннего предупреждения. Ознакомившись с этими разделами декларации, а также предложениями и инициативами, эксперты Русской школы трансдисциплинарности пришли к выводу: - укреплять справедливый и демократический миропорядок можно в том случае, если термины «справедливый» и «демократический» будут трактоваться с объективной точки зрения, а не с точки зрения отдельных стран или их союзов; - избежать возникновения глобальных конфликтов можно в том случае, если трактовать мировой порядок с точки зрения объективных законов общественного развития. Это позволит не употреблять термин «смена миропорядка», но будет способствовать закономерному и гармоничному переходу общества «на новый сценарий миропорядка»; - обеспечить глобальную и региональную стабильность и безопасность нового справедливого и демократического миропорядка, основанного на объективных законах общественного развития, можно в том случае, если роль «сдерживающего фактора», которого до недавнего времени играло ядерное оружия, заменят новые «технологии сдерживания». Такие технологии будут безопасными для населения государств, но опасными для представителей государственных элит, которые ведут безответственную политику по отношению к международной безопасности, а также для высокотехнологических видов вооружений, обладающих огромной разрушительной силой; - гарантировать эффективность реформирования Организации объединенных наций можно в том случае, если создать и ввести в ее состав «Лигу глубинных народов», носителей культурных кодов глубинных народов государств членов ООН; - обеспечить долгосрочное устойчивое развитие современного и будущего общества можно в том случае, если воспользоваться механизмами взаимодействия и взаимопонимания представителей глубинных народов, а также наделением Совета безопасности Лиги глубинных народов правом применения новых технологий сдерживания. - организовать систему оповещения и возможного частичного предотвращения не только будущих пандемий, но и других катастрофических стихийных бедствий можно в том случае, если использовать в работе такой системы природные механизмы формирования и развития этих негативных природных явлений. Специалисты Института трансдисциплинарных технологий своевременно провели необходимые трансдисциплинарные исследования с целью теоретического и методологического обосновании этих предложений и инициатив. Мы надеемся, что о результатах этих исследований станут известно руководству стран-членов БРИКС, а также экспертам, которые разрабатываю краткосрочные и долгосрочные стратегии успешного развития этого международного союза государств. Результаты этих исследований содержатся в следующих публикациях: Алфавит устойчивого развития: Социальная составляющая
Аннотация: Это первая из четырех запланированных статей по числу основных составляющих устойчивого развития (социальной, экономической, экологической и культурной). В статье приведены результаты системного трансдисциплинарного переосмысления социальной составляющей устойчивого развития. Авторы утверждают, что потребность в устойчивом развитии возникает на определенном уровне социализации, когда в обществе заканчивается формирование структуры глубинных элементов общества: от «глубинного» человека до «глубинного» народа. Эти глубинные элементы являются носителями эталонов культурных кодов и культурных моделей, правовых и морально-этических норм, экологических допущений и правил поведения людей. Соблюдение этих эталонов в обществе обусловлено эффективностью существующего мирового порядка, а также «фактором сдерживания», препятствующего его нарушению. В статье описаны вероятные институциональные изменения в структуре современного общества, связанные с новым мировым порядком; приведено обоснование содержания новой модели мирового порядка; предложена «Программа профилактики глобальных конфликтов», которая будет выполнена специалистами различных гуманитарных дисциплин; дано обоснование нового, не силового «фактора сдерживания». Статья приглашает специалистов к дискуссии с авторами по ряду вопросов, представленных в ней. Global conflict: Analysis of Non-political Factors and Possible Non-violent Solutions in the Context of Sustainable Development
Аннотация: В статье представлен новый подход к анализу неполитических факторов и возможных не силовых решений глобальных конфликтов. Новизна подхода состоит в том предметом исследования является не сам человек, а его привычное мышление (конвенциональная мудрость). С помощью моделей системной трансдисциплинарности была исследована конструкция индивидуальной конвенциональной мудрости; описаны ее основные виды, а также типы знаний, на основе которых формируется мировосприятие каждого человека; смоделирован процесс социализации, благодаря которому индивидуальная конвенциальная мудрость интегрируется с конвенциальной мудростью современного человечества. Результаты этого исследования позволили описать объективные неполитические факторы, способствующие возникновению глобального конфликта, связанные с завершением первого этапа социализации формирующегося либерального общества. Были описаны предстоящие изменения в новой модели мирового порядка, а также обоснована необходимость создания «факторов сдерживания», которые в скором времени, заменят ядерное оружие. Сделано предложение заинтересованным организациям о совместном проведении масштабных трансдисциплинарных исследований, результаты которых станут основой не силовых решений глобального конфликта и решат проблемы устойчивого развития человечества. VIII Северокавказский архитектурный форум (2024)
В составе мастер-классов, которые были представлены участникам форума заслуженными архитекторами России, особое внимание вызвал доклад директора Института трансдисциплинарных технологий Владимира Мокия. По сложившейся традиции, администрация портала «Трансдисциплинарность» попросила Владимира Мокия прокомментировать итоги VIII Северокавказского архитектурного форума: Systems transdisciplinarity chair as pathway to fulfill global “Social Orders” [Кафедра системной трансдисциплинарности как путь к выполнению глобальных социальных заказов]
Второй том продолжил публикацию докладов участников онлайн-симпозиума "К международной трансдисциплинарной кафедре", организованного Международным центром трансдисциплинарных исследований (CIRET) 21-25 марта 2024 года в Париже. Первый том этой книги был опубликован издательство "АДЖУРИС" (ADJURIS – International Academic Publisher) 7 июня 2024. Материалы этого симпозиума будут интересны организаторам высшего образования, администрации университетов, которые воспринимают трансдисциплинарное образование, как перспективную цель развития университетов. Скрытые причины аномальной температуры в южных областях России и на юге Европы летом 2024 года
Татьяна Лукьянова, ведущий специалист Института трансдисциплинарных технологий, сообщила следующее: |
Дата последнего обновления информации на портале
Translator |
Все права защищены, Copyright © 2007-2023
© Русская школа трансдисциплинарности, © АНО Институт трансдисциплинарных технологий
При перепечатке или использовании материалов, ссылка на сайт обязательна
Сайт создан компанией Wibe-Web